Как правильно выбрать психолога? Как проходит прием у психолога?

Как правильно выбрать психолога?

Как правильно выбрать психолога?

Содержание:

  1. У хорошего психолога должно быть высшее профильное образование: психологическое или медицинское. Хорошо, если имеется также и дополнительная специализация. Однозначным плюсом можно считать наличие ученой степени.
  2. Манера общения специалиста должна быть приятной, располагающей, не вызывающей у пациента внутреннего дискомфорта. Вызывающими доверие должны быть как манера вести разговор, так и внешность в целом.
  3. Большое значение имеет сайт психолога, или его странички в социальных сетях: там должна быть представлена подробная и понятная информация, которую интересно читать. Если же сведения представлены сухо, психолог ограничился биографическими данными и контактной информацией, такого специалиста лучше избегать. Хороший психолог умело и живо расскажет о себе и своих методиках, дополнив их фотографиями и видеороликами: они хорошо помогают сформировать мнение о личности.
  4. Профессионал должен владеть несколькими методиками, применяя их в соответствии с обстоятельствами: либо по отдельности, либо в комбинации. Понимание цели взаимодействия клиента и психолога — верный критерий успешной работы. Настоящий профессионал отлично представляет, как легко и быстро добиться такого понимания.
  5. Для добросовестного специалиста неприемлемы манипуляции, предпринимаемые для того, чтобы уговорить на прием. Он предложит помощь, и ни в коем случае не будет давить, если клиент выразит несогласие.
  6. Развитие профессиональных навыков и компетентность исключительно важны для специалиста, поэтому он постоянно старается их развить, проходя личную терапию и супервизии (так называются разборы нестандартных ситуаций с более опытными коллегами). Об этом хороший специалист охотно будет рассказывать.
  7. Важен порядок стоимости консультации. Если она слишком низкая, это может свидетельствовать о том, что уровень саморазвития психолога — невысокий.

Как проходит прием у психолога?psiholog1

  • Сначала назначается место, где пройдет встречи и ее точное время. Оба параметра выбираются как максимально комфортные для клиента. Чаще специалист принимает в своем рабочем кабинете. Но это необязательно: может быть выбрано и другое удобное место, например, в парке, кафе, или дома.
  • Встреча начинается со знакомства, по времени оно занимает от 5 до 20 минут. Клиент уточняет оставшиеся у него вопросы о психологе, немного рассказывает о себе. Специалист проводит первичный анализ его психоэмоционального состояния. На этом этапе допустимо небольшое волнение и напряжение в общении.
  • Ставится цель работы с психологом, обозначается основная проблема и общая схема, согласно которой проблема будет решаться. После определения цели разрабатываются последовательные шаги для того, чтобы ее реализовать, и тем самым улучшить качество жизни.
  • Основной этап. Проблемная ситуация описывается с подробностями, особое внимание уделяется переживаниям. Настоящий специалист всегда слушает предельно внимательно, не перебивая. Он также следит за эмоциональным состоянием и поведением клиента, если есть необходимость, уточняет подробности. Затем делаются предварительные выводы.

Беседа с психологом имеет мало общего с дружеским общением за бокалом вина или чашкой чая. Общение выстраивается целенаправленно, специалист основывается при этом на знаниях об особенностях психики. В среднем консультация длится один – два часа. Если уже после первой или второй консультации клиенту становится эмоционально легче, можно с уверенностью сказать, что выбор специалиста сделан верно.

Что лечит психолог?

Задача психолога — оказать человеку психологическую помощь, избавить от негативного восприятия текущей действительности, гармонизировать психику и улучшить качество жизни. Если использовать термин «лечение», то психолог лечит неглубокие расстройства психологического здоровья. Такие расстройства по прошествии времени могут трансформироваться в неврологические, или психические болезни.

Идти к психологу следует при фобиях и депрессиях, стрессах, начальных степеней неврозов, проблемах со сном и аппетитом, панических атаках, зависимостях (наркотической или алкогольной), и других проблемах.

Как убедить человека пойти на прием к психологу?

Специалисты рекомендуют несколько эффективных приемов, помогающих убедить прийти на прием:

  • желательно рекомендовать конкретного специалиста, а не просто абстрактного психолога. Желательно рассказать об опыте общения с таким специалистом;
  • привести примеры возможных решений проблемы. «Я думаю, что ты сильно устаешь от постоянного общения в рабочем коллективе. Одна моя хорошая знакомая тоже страдала из-за этого, и после консультаций с психологом ее состояние значительно улучшилось»;
  • важна убедительность советов. Человека следует убедить в том, что проблемы после визитов к специалисту будут беспокоить намного меньше;
  • хорошо помогают ссылки на блоги известных докторов и психотерапевтов, статьи по психологии, подходящие по тематике;
  • обязательно объяснение того, что распространенный миф о том, что после кабинета психолога человек будет отправлен в психиатрическую лечебницу, или ему сразу пропишут сильнодействующие психотропные препараты, не имеет под собой оснований.

С какими проблемами обращаются к психологу?

  • Конфликты, неудовлетворенность отношениями, их разрывы.
  • Недостаточный контроль над эмоциями.
  • Неудовлетворенность личной жизнью, работой.
  • Чувство одиночества.
  • Сниженная самооценка, повышенная неадекватная самокритика, нехватка уверенности в себе.
  • Проблемы с родственниками, в том числе родителями, детьми.
  • Тревожность постоянная напряженность.

Как подготовиться к приему у психолога?

  • Подумайте, пойдете вы на прием один, или с кем-то (с членами семьи, с партнером).
  • Сформулируйте проблему (запрос к психологу).
  • Если есть документы, с которыми должен ознакомиться психолог, возьмите их с собой.
  • Это могут быть выписки из истории болезни, результаты тестов.
  • Напишите список препаратов, которые вы принимаете, чтобы рассказать о них специалисту.

    psiholog 2

Памятка с вопросами вашему психологу

Запишите вопросы, которые было бы правильно задать:

  • Какими методиками он пользуется?
  • Какой будет формулировка общих целей?
  • Будут ли задаваться задания на дом?
  • Сколько планируется встреч, и с какой периодичностью они должны проходить?
  • Насколько долгосрочным предполагается формат работы?
  • Планируется ли взаимодействие и консультации с другими врачами для повышения эффективности лечения?

Помощь психолога при лечении депрессии

Депрессии имеет право лечить только специалист с медицинским образованием. Лечатся они с помощью медикаментозных препаратов.

Если психолог на приеме обнаружит признаки депрессии у клиента, он направит его к врачу: психотерапевту или психиатру.

Психологическая помощь вполне возможна, но только как дополнение. Сроки лечения достаточно длительные, нескольких месяцев. На любой стадии лечения полезны консультации психолога, особенно в начале лечения, пока еще состояние пациента не стабилизировалось при помощи лекарственных препаратов.

Семейный психолог — особенности специализации

Семейный психолог – специалист, помогающий выстраивать эффективную коммуникацию в семье, регулировать внутрисемейные конфликты. Он работает с парами, испытывающими кризис в отношениях, как в эмоционально-сексуальных, так и в детско-родительских. На консультации клиенты повышают психологическую грамотность, необходимую для улучшения внутрисемейных отношений. Семейный психолог занимается не только консультированием, он также проводит психологическую диагностику отношений и их психокоррекцию психотерапевтическими методами. При этом работать он может как с парой, так и с одним клиентом.

Женский психолог, специфика работы

Женский психолог — специалист, работающий с проблемами женщин, из разочарований и трудностей, в тех направлениях, где они отличаются от мужских. Он в первую очередь учитывает особенности женского поведения и влияющие на него факторы физиологии. Специфические запросы к женскому психологу:

  • создание и сохранение гармоничных отношений;
  • проблемы в браке, семье, карьере;
  • отношение с родственниками;
  • проблемы со здоровьем и возрастные изменения.

Какие вопросы задает психолог на приеме?

Специалист задает вопросы, помогающие установлению более полного контакта, снимающие нервозность и раскрепощающие:

  • с какой целью обратились за помощью;
  • как долго длится беспокоящая проблема;
  • были ли попытки отыскать решение раньше, и какие именно;
  • что предшествовало возникновению проблемы;
  • как сам пациент оценивает проблему и ситуацию в целом.

Чем отличаются психолог, психотерапевт и психиатр: есть ли разница?psiholog

Разница в способах решения проблем и специальности.

У психолога, как правило, гуманитарное образование, психиатр и психотерапевт обязательно имеют медицинское образование, так как обе специальности относятся к медицине.

Психолог действует с помощью разговоров и применения психотерапевтических методик. Он не имеет права назначать медикаментозные препараты.

Психотерапевт также использует в своей работе разговоры — речевую терапию. Но при этом может усилить ее действие с помощью лекарств.

У психиатра медицинские методики. Он лечит психотропными препаратами в виде таблеток и инъекций, а также аппаратными методиками, например, электромагнитными полями.

Нередко специалисты, оказывая психологическую помощь, говорят о себе как о психотерапевтах, но фактически, это не совсем верно. Разговорные методики не требуют специализированных медицинских знаний. При этом качество и результаты работы могут быть выше, чем при врачебной помощи.

Медицинский и клинический психолог — в чем отличие?

Клинический психолог – указанная в дипломе специальность, медицинский психолог – это название должности в штате лечебного учреждения. Занимать должность медицинского психолога имеют право специалисты, в дипломах которых указана специальность «клиническая психология».

В каких случаях нужно сменить психолога?

  • Вы отвечаете на вопросы специалиста, но у вас не проходит ощущение непонятности.
  • Вы обратили внимание, что вопросы строятся таким образом, чтобы подвести вас к заранее определенному выводу.
  • Оценивающие и осуждающие замечания.
  • Дискомфорт, возникающий в кабинете психолога, ощущение его недостаточной искренности.
  • Обещание быстрого эффекта.
  • Отказ от обсуждения супервизий.
  • Критические замечания в адрес других специалистов.
  • Отмена встречи, или ее перенос в последние моменты.
  • Попытки перевести разговор в неформальную плоскость, например, обращение с личными просьбами.
  • Неуважительное отношение к просьбе о завершении консультаций.

Эксперт статьи

Тимошенко Вероника Владимировна

Нейропсихолог, Психолог

Медицинский психолог, психолог-консультант, нейропсихолог,
подростковый эксперт, семейный медиатор

Записаться

Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
Позвонить